?

Log in

No account? Create an account

Ср, 28 дек, 2011, 13:08
Дед Мороз. Начало.



Скоро новый год, и у большинства уже предпразничное настроение. Все ждут сказочной ночи, подарков от Дедушки Мороза и Снегурочки. А мне вот стало интересно, кто же это всё таки такие? Долго я капался в различных источниках и вот, что я могу Вам рассказать:


В те далекие времена, 3-4 тысячилетия назад, когда зарождался древний славянский народ методом выделения из индоевропейской общности народов, зарождалась вместе с ним и славянская мифология. В основе славянской мифологии лежал огромный индоевропейский пласт, ну а уж потом позаимствовалось всякого у соседей, а именно у кельтов, скифов, сарматов и аланов. И вот именно кельты и привнесли в славянскую мифологию прототипа деда мороза.

Некий мифологический персонаж, который сопровождает празднование различных зимних мероприятий, добрый Дедушка Мороз не всегда был таким добрым и щедрым на подарочки для детишек. По старому кельтскому приданию он был злым и жестоким божеством, владыкой ледяных буранов, лютых холодов и вьюг. Он был причиной смертей и бедствий, и звали его Великим Старцем Севера. В новогоднюю ночь он ходил по домам с огромным холщовым мешком, но в отличие от своего современного аналога, он не раздавал подарки, а собирал кровавые жертвоприношения, которые ему недодали за текущий год.

Такой визит не сулил ничего хорошего, и, как правило, после него в доме оставались лишь оледеневшие трупы. Что бы оградить все поселение от смертоносного визита, друиды совершили обряд жертвоприношения. В мороз, раздевали и привязывали к дереву юную девственницу. Похоже, что именно ее замерзший и покрытый инеем труп, стал прообразом красавицы Снегурочки. Обратите внимание, что если Деда Мороза изображают в одежде разных цветов, то Снегурочка всегда синяя! Еще хочется заметить, что образ Снегурочки уникален для русской культуры. В новогодней и рождественской мифологии остальных народов мира женских персонажей среди окружения аналогов Деда Мороза нет.




Еще интересно, что украшение новогодней ели так же ритуал древнекельтского происхождения. Ель у кельтов, да и не только у них, почиталось как дерево, наделенное магическими силами. Вечнозеленая, и не поддающаяся никаким разрушительным силам ель являлась пристанищем лесного божества, покровительство и расположение которого были очень важны для местных жителей. И тот самы прототип Деда Мороза жил в самом старом дереве, перед которым в период зимнего солнцестояния собирались все жители поселения и проводили ритуалы задабривания местного идола. А задабривать в те времена умели лишь одним способом – жертвоприношениями. Внутренности убитых людей и животных развешивались на ветви ели, а сама она обмазывалась кровью.




Магические свойства ели и сосны дошли до нас и через ритуал выстилания последнего пути усопшего (обкладывание гроба лапником), что так же связывает ель со смертью. Позднее, когда окрепло влияние христианской церкви и жертвоприношения были отменены, кровавые украшения сменили яблоки, куски хлеба, гирлянды из тряпок и бумаги, вместо кишок.




В последствии (но уже не в славянской мифологии) это божество преобразовалось в Крампуса. Этот персонаж в виде мохнатого беса с длинными рогами и когтями до сих пор известен и пользуется популярностью на территории современной Австрии, Германии, Венгрии и северной Италии. Род занятий у него немного расширился. Помимо того, что он забирал детей в свою страну в рабство, либо попросту съедал их, он еще занимался тем, что насиловал молодых (и не очень) девушек. Хотя были девушки, готовые самовольно вступить в интимную близось с данным персонажем. Наверное возможности длинного языка привлекали. =)




Но, не об этом мы говорили =) ... С приходом христианства и по прошествии времени церковь сначала пыталась избавиться от этого персонажа, а когда поняла, что Крампус накрепко засел в умах местных жителей, решила его оставить. Вот только изображать его стали вместе с его антиподом, Святым Николаем и поэтому в различных представлениях эти персонажи участвуют вместе. Только если Святой Николай дарит детям сладости и подарки, то Крампус подсовывает черный уголь, а самых непослушных детей может стегануть розгами или забодать. =)




Но, вернемся к славянской мифологии. В далеком прошлом зимние праздники сопровождал не только заимствованный Великий Старец Севера, но и разные местные божества:




Вот например Карачун (Корочун, Каручень) был подземным богом смерти и являлся порождением Чернобога. Занимался в основном тем, что повелевал морозами, сокращал жизни людей и являлся источником зла, лжи, несчастья, ненависти, тьмы и ночи. Оч суровый дядка. И, кстати, слово "окочуриться" от его имени пошло. =)




Еще был Позвизд (Посвист, Похвист) – бог северного зимнего ветра. "С его бороды лили проливные дожди, из уст исходили туманы. Стоило Позвизду тряхнуть волосами, как на землю валил крупный град. Вместо плаща влачились за ним ветры, а с полы его одежды валил хлопьями снег.". Существом он был хоть и грозным на вид, но в связи с меством жительства на вершинах высоких и далеких гор, что далеко за МКАДом, встречался редко. Запомнился он, в основном, за то что "распространял вокруг шум и свист, и ничто не могло устоять перед его стремительностью и натиском".




А также Зимник - старичок небольшого роста, с белыми, что снег, волосами и длинной седой бородой, с непокрытой головой, босой, в теплой зимней одежде и с железной булавой в руках. Он занимался тем, что своим появлением оповещал честной народ о приближающихся заморозках. В общем, метеопрогноз ходячий. Хоть и внешне был весьма добродушным и безобидным, вполне мог своей булавой навтыкать по щам. Так что не злите его, если чо... =)




Прямым предком первого Деда Мороза можно считать Велеса. Помимо всего, что нам известно о Велесе (или не известно), он еще представлял культ мертвых, предков, душ умерших. А Велесовы Дни были с 1 по 6 января. Прям чётко в наши новогодние праздники =). В это веселое время проводится большая масса обрядов, в том числе и ряженье.


Ну и наконец, сам Мороз. Сын Велеса и Мары. Мороз, согласно славянским языческим мифам, обитал в ледяной избушке в стране мертвых, куда можно было попасть, пройдя через колодец (кстати, именно такой переход описан в некоторых народных русских сказках, ежели помните). Он в компании Солнца и Ветра разгуливал по земле и насмерть морозил встретившихся на пути мужиков.

Со временем Мороз менялся. В белорусской сказке "Мороз, Солнце и Ветер" он из грозного постепенно превращается в справедливого и доброго деда. С течением времени образ Деда Мороза вобрал в себя основные черты от Позвизда, Зимника и Мороза. Ну и от остальных по чуть чуть =) ... И вот уже во второй половине XIX века, при Александре II, когда в России отмечаются первые попытки создать самобытного «рождественского деда», который дарил бы подарки русским детям, как у их западных сверстников, упоминаются «старый Рупрехт» (явно немецкого происхождения, 1861) и святой Николай или «дедушка Николай» (1870). Это были единичные попытки, которые не прижились. В 1886 году впервые появляется «Морозко», и к началу ХХ века уже складывается знакомый нам образ Деда Мороза. Но потом революция 17-го года, запреты на все церковные праздники, и Дед Мороз как обязательный персонаж новогоднего — а не рождественского — праздника возрождается уже в советское время и относится к концу 1930-х гг., когда после нескольких лет запрета вновь была разрешена ёлка.



Надеюсь Вам было не очень скучно. =)
С наступающим Новым Годом! =)
(Удалённый комментарий)

Ср, 28 дек, 2011 10:56 (UTC)
sam_zlod

Старался. =)

И тебя с наступающим. =)

Чт, 29 дек, 2011 10:02 (UTC)
tlk_ymka

много бУкффф... не осилела! ;)))

С наступающим! ;)))

Пт, 6 дек, 2013 12:18 (UTC)
Скрыня Лариса

кончайте, братцы, поклоняться всякой нечисти!!

Edited at 2013-12-06 12:19 (UTC)

Пт, 6 дек, 2013 16:30 (UTC)
polyakovandrey

сагласин давид

Сб, 7 дек, 2013 13:18 (UTC)
naezhda

Согласна, букв много, но они так интересно расположены, что считать их было очень увлекательно, спасибо. Годы идут, материл не стареет, еще раз спасибо.

Вт, 17 дек, 2013 14:38 (UTC)
livejournal: Дед Мороз. Мифологические корни.

Пользователь lada_lu сослался на вашу запись в записи «Дед Мороз. Мифологические корни.» в контексте: [...] и этот [...]